Выставка «Советский экологический плакат 1980-х годов»
В читальном зале отдела изоизданий открылась новая выставка, которая будет идти всё лето: «Советский экологический плакат 1980-х годов». Это не просто красивые картинки — хотя выбранные сотрудниками отдела плакаты, безусловно, радуют глаз и поднимают настроение посетителям читального зала. Эти плакаты призывают к осознанному отношению к природе. Остановись, прочитай, задумайся. Сделай то, что зависит от тебя.
В читальном зале отдела изоизданий недавно закончилась выставка плакатов, посвящённых первым годам после революции. Это была заря художественного плаката. Сейчас на стенах читального зала — плакаты пика, расцвета социальной рекламы: конец восьмидесятых годов ХХ века. Нет цензуры, нет жёстких и безапелляционных художественных советов, нет запрещённых тем. Художник может творить так, как считает нужным, чтобы достучаться до зрителя, донести то, что хочется сказать. «Социальная реклама, призывающая защищать природу, появилась в нашей стране уже в шестидесятых годах. Но мы выбрали поздний период, когда тема экологии была пусть не такой популярной, как политический плакат, но уже имела свой сложившийся язык, свои понятные всем образы, традиционные сюжеты», — говорит заведующая отделом изоизданий Российской государственной библиотеки Любовь Витальевна Родионова. Впрочем, выставка «Советский экологический плакат 1980-х годов» охватывает как привычные, так и совсем необычные темы. Например, плакат «Алкоголь — природы боль» авторства Николая Ивановича Литвиненко — соединение сразу двух актуальных на тот момент тем: антиалкогольная пропаганда в рамках кампании 1985—1990 годов и защита окружающей среды. Или останавливающая взгляд работа Якова Марковича Златопольского «Всё меньше окружающей природы, всё больше окружающей среды». Глядя на кирпичную «коробку», изображённую на плакате, понимаешь, что художник хотел сказать. А название ему дали строки из стихотворения Роберта Рождественского:
Кромсаем лёд, меняем рек теченье,
В фонде отдела изоизданий хранится немало плакатов республик бывшего СССР. Скорее всего, на их родине их уже не осталось, но посетители выставки увидят два чудесных плаката художника-графика Михаила Всеволодовича Громыко, созданные в Узбекистане в 1989 году — «Ключевой воде подобный есть ли в мире дар? Капля жемчугу подобна, отражая солнца жар». Эти парные плакаты напоминают нам, сколь многое зависит от мастерства художника: ими можно долго любоваться, разглядывать, отмечать детали. Виталий Евгеньевич Вольф, признанный художник-плакатист и друг отдела изоизданий, говорил про киноплакат так: «В плакате важен образ. В плакате должна быть метафора. Метафору можно выразить только через образ... Цель плаката: остановить случайного прохожего, овладеть его вниманием, заставить смотреть, думать». В полной мере это относится и к экологическому плакату. Но здесь мало просто зацепить и привлечь внимание: важно показать каждому человеку, что он может сделать для себя и своих детей, своего города, своей республики, своей страны, своей планеты.
|
|